ТЭЦ г. Бишкек

Сооружение ТЭЦ г. Бишкек начато в 1958 году. Проектом первой очереди предусматривалась установка 2 турбоагрегатов общей электрической мощностью 60 тыс. кВт и теплофикационным отборами пара и 3-х энергетических котлов производительностью по 160 тонн пара в час. Первый турбоагрегат введен в работу 14 сентября 1961 года.

В 1960 году принимается решение о строительстве второй очереди станции с увеличением ее первоначально установленной мощности до 200 тыс. кВт (4 котлоагрегатов и 2 турбоагрегатов), а в 1962 году третьей очереди (6 котлоагрегатов и 2 турбоагрегатов), предусматривающей удвоение электрической мощности. Широкое строительство электрических сетей в Чуйской долине, Прииссыкулье и в центральном Тянь-Шане давало ежегодный прирост электрических нагрузок в системе севера Кыргызстана на 15-17%. В этих условиях было принято решение о сооружении четвертой очереди ТЭЦ (5 котлоагрегатов и 4 турбоагрегатов). Последний котел четвертой очереди (ст. №20) был введен в эксплуатацию в 1977 году, последняя турбина (ст. №10) – в 1976 году.

Дальнейший рост тепловых нагрузок потребовал проектирования и сооружения пятой очереди ТЭЦ с 1982 года. В составе этой очереди четыре энергетических котла Е-220-9,8-540 КТ и быстродействующие редукционно-охладительные установки, что обеспечивает работу пиковых бойлерных установок. Кроме того, для снижения приземной концентрации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города в проект включено сооружение новой дымовой трубы высотой 300 м и газоходов для переключения на нее всех энергетических котлов. Котлы пятой очереди введены в эксплуатацию в 1984-1989 гг., сооружение дымовой трубы закончено в 1990 году. На эту трубу подключено 13 котлов. Ведется строительство газоходов и переключение остальных котлов на новую дымовую трубу.

В 2000 году введен в эксплуатацию турбоагрегат ст.№11 установленной электрической мощностью 90МВт.

Проекты I-V очередей ТЭЦ разработаны Украинским отделением ВНИПИ энергопром. Главным инженером проекта ТЭЦ был назначен Каганович Морис Яковлевич.

Строительство осуществлено Управлением строительства «Кыргызэнергострой» с привлечением субподрядных специализированных организаций. Монтаж технологического оборудования и строительных металлоконструкций выполняло Кыргызское монтажное управление треста «Средазэнергомонтаж». По комсомольским путевкам на Фрунзенский монтажный участок САЭМ стало прибывать пополнение из числа демобилизованных воинов Советской Армии. Так, в октябре — ноябре 1960 года прибыли моряки Черноморского и Балтийского военно-морского флота — 80 человек, а в 1961 году моряки Северного военно-морского флота — 50 человек.

Монтаж котельного оборудования производился укрупненными блоками, что значительно сокращало время монтажа. Монтаж электрооборудования и всего контрольно-измерительного хозяйства выполнял Казахстанский монтажный участок треста «Электросредазмонтаж».

После завершения строительства первой очереди ТЭЦ распоряжением Совнархоза республики от 27 августа 1962 года создается энергетическое предприятие — Фрун­зенская ТЭЦ с подчинением управлению «Кыргызэнер­го».

Сооружение комплекса турбоагрегата ст. №11 осуществлено за счет кредитов Всемирного банка и Российской Федерации. Проектировщик – институт «Зарубежэнергопроект», генеральный подрядчик – ГУП ВО Технопромэкспорт.

В июне 2014 года начата реализация проекта «Модернизация ТЭЦ г. Бишкек». Проект был реализован совместно с китайской компанией ОАО «ТВЕА». В ходе модернизации было установлено 2 котлоагрегата типа HG-710/13.8-YN20 и 2 турбоагрегата С-150-12,8/555/0,5 суммарной мощностью 300 МВт и 300Гкал/ч.

В августе 2017 года новая станция торжественно, с участием президента КР А.Ш. Атамбаева была сдана в эксплуатацию.

Установленная мощность ТЭЦ до начала модернизации:

  • электрическая - 512 тыс. кВт
  • тепловая по турбоагрегатам - 994,2 Гкал/час

Установленная мощность ТЭЦ после окончания модернизации:

  • электрическая - 812 тыс. кВт
  • тепловая по турбоагрегатам - 1294,2 Гкал/час

Парк котлов состоит из 18 энергетических котлоагрегатов:

  • БКЗ – 160 – 100Ф2С – 2 единицы;
  • БКЗ – 160 – 100ФС – 3 единицы;
  • БКЗ – 220 – 1004С – 7 единиц;
  • Е - 220-9,8 – 540 КТ – 4 единицы;
  • HG-710/13.8-YN20 – 2 единицы.

Параметры пара энергетических котлоагрегатов типа БКЗ и Е:

  • давление – 100кг/см2 (9,8 МПа);
  • температура – 540 гр. С.

Параметры пара энергетических котлоагрегатов типа HG:

  • давление – 140кг/см2 (13,8 МПа);
  • температура – 560 гр. С.

Установлено 9 турбоагрегатов:

  • ст. №№ 3,4 С-150-12,8//555/0,5 - 300000 кВт;
  • ст. №№ 5,9 Р-65-90/2,3 (турбины реконструированы) - 65000 кВт;
  • ст. №№ 7,8 ПТ-60-90/13 - 60000 кВт;
  • ст. №10 Т-86-90/2,3 (турбина реконструирована) - 86000 кВт;
  • ст. №11 Т-115/125-130-1ТП - 90000 кВт.
Ст. №№3,4 QFKN-150-2 150 тыс.кВт, 15750В
Ст.№№5,6 ТВФ –100 – 2 100 тыс.кВт, 10500В
Ст.№№7,8 ТВФ – 60 – 2 60 тыс.кВт, 10500В
Ст.№№9,10 ТВФ – 120 – 2 100 тыс.кВт, 10500В
Ст.№11 ТФ – 100 – 2 УЗ 100 тыс.кВт, 10500В

Главные силовые трансформаторы и автотрансформаторы ТЭЦ:

Ст. №№3,4 SFP-180000/110 180 тыс.кВА  
Ст. №№ 5,6,10 ТДЦ-125000/110 125 тыс.кВА 10,5/121 кВ
Ст. №№ 7,8 OSFPZ-250000/220/110/10,5 250 тыс.кВА 10,5/121/230 кВ
Ст. № 9 ТДЦ-125000/220 125 тыс.кВА 10,5/242 кВ
Ст.№11 ТДНС-125000/110 125 тыс.кВА, 10.5/121кВ.

Топливо

Проектным топливом для котлов III очереди ТЭЦ принят карагандинский каменный уголь шахтной добычи марок рядовой и промпродукт, для котлов IV и V очередей – смесь из 75% карагандинского угля и 25% ташкумырского.

Проектным топливом для котлов YG-710/13.8-YN20 принят бурый уголь марки Б3 Кавакского бассейна. Освоено также сжигание бурого угля Кавакского бассейна и каменного угля Шубаркольского месторождения марки Д. В качестве подсветочного топлива используется газ и мазут.

Основные сооружения электростанции

Комплекс сооружений ТЭЦ г. Бишкек состоит из главного корпуса, топливоподачи с разгрузочным устройством, размораживающим устройством и складом твердого топлива, мазутохозяйства, открытых распределительных устройств 220, 110, 35 кВ, щитового блока с ГРУ-6 кВ, сооружений технического водоснабжения, химводоочистки, системы транспортировки и складирования золошлаковых отходов.